ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Правовое
государство – это организация политической власти, создающая условия для
наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для
наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в
целях недопущения злоупотреблений.
Прообраз идеи правового государства
возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм,
тиранию.
Можно
выделить два главных принципа (две сущности) правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и
гражданина (социальная сторона);
2) наиболее последовательное связывание посредством права
политической власти, формирование для государственных структур режима правового
ограничения (формально-юридическая сторона)
Первый
принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где
сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Правовое государство должно
последовательно исполнять главное предназначение – гарантировать каждому
гражданину возможность всестороннего развития личности.
Сегодня политико-правовой наукой в
виде естественных признается система гражданских (личных), политических,
экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во
Всеобщей декларации прав человека 1948 г., международных пактах о правах человека
1966 г.,
других международных актах.
Второй принцип воплощается в жизнь с
использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных
принципов:
Разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную с целью злоупотребления ею.
Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая
процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его
стадии, порядок осуществления6 законодательную
инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В
системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет
право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя,
назначить при необходимости досрочные выборы.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного
нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда можно отнести установленные в законе
определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству,
импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в
состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничнвающие
средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его
гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве
граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе
судьи и т.д.;
Федерализма, который дополняет
горизонтальное разделение власти
ещё и разделением её по вертикали. Это создает своего рода «двойную
безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих
федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти
будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и
произвола в отношении личности;
Верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом
соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен
актами исполнительной власти). Закон принимается либо народом, либо депутатами,
которые являются представителями всего народа и выражают соответственно
общественные интересы. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с
законом должен действовать закон;
Взаимной ответственности государства и
личности. И. Кант сформулировал данную идею так: каждый гражданин должен обладать
той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и
безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.
В условиях правового государства личность и властвующий субъект должны
выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное
соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности. Подчиняясь праву, государственные органы не
могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или
невыполнения этих обязанностей;
Высокий уровень правосознания и правовой
культуры в обществе;
Наличие гражданского общества и
осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами
права и др.
Россия в современный период находится
в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на
пути движения к правовому государству. Согласно ч.1 ст. 1Констиутции РФ
Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления. Однако это скорее цель, к
которой России надо стремиться. Процесс становления правовой государственности
занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с
формированием гражданского общества и требует
целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом
и не может стать результатом чистого законодательства. Данный процесс должен
быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Ближе других к
реализации данной идеи на практике подошли такие государства как Германия,
Франция, Швейцария, США и др.