СУЩНОСТЬ
ПРАВА
ПЛАН
1.
Характеристика
основных концепций
правопонимания.
2.
Понятие, признаки и сущность права. Его социальная ценность.
3.
Принципы
права.
4.
Функции права.
5.
Право и правовая
система. Общая
характеристика основных правовых систем
современности.
6.
Соотношение экономики,
политики и права.
ВОПРОС 1. Характеристика основных концепций правопонимания.
Естественно-правовая теория. Идея естественного права возникла еще в Древней Греции и
Древнем Риме и связана с именами Сократа, Аристотеля, Цицерона, Ульпиана, Ф. Аквинского. Однако как
одно из основных направлений правопонимания и самостоятельная научная школа
естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма, подготовки
и проведения буржуазных революций 17-18 вв. Ее виднейшие представители: Г.
Гроций, Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс, Д. Локк (Англия), Вольтер, Ш.Л.
Монтескье, Ж.-Ж. Руссо (Франция), А.Н. Радищев (Россия) и др.
Естественно-правовая школа в своих воззрениях
исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного
права.
Позитивное, или положительное, — это официально
признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства,
получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в
т.ч. санкционируемых ею обычаях. Представители естественно-правовой школы
указывали на его ограниченность, нестабильность, несправедливость, на то, что
законы, издаваемые властью, закрепляют унижение достоинства и угнетение людей,
произвол и тиранию.
В отличие от позитивного естественное право проистекает из
природы человека, человеческого разума, всеобщих нравственных принципов.
Поэтому оно разумно и справедливо, не сковано границами отдельных государств,
распространяется на все времена и народы. Основные нравственные и правовые идеи
и принципы, обосновываемые данной теорией в качестве естественных законов, —
это прирожденные неотчуждаемые права человека: свобода, равенство, семья,
частная собственность, достоинство, безопасность, вера в добро и справедливость,
сопротивление гнету и другие. Их охрана должна быть целью любого политического
союза, в первую очередь, государства.
Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям
естественного, должно быть заменено на такое положительное право, которое бы
основывалось на естественных законах, способствовало бы практической
реализации идей и принципов естественного права. Только в этом случае
позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.
Развитие
данной идеи тесно связывалось с договорной теорией происхождения государства и
права.
Вместе с тем следует иметь в виду, что само
естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы,
пожелания и требования не является правом в юридическом смысле, а
представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую
и необходимую духовную (идейную) предпосылку права. Важная роль в претворении
идеалов естественного права в жизнь принадлежит основанному на нем позитивному,
или собственно юридическому праву.
Историческая школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии. Наиболее крупными
представителями этой концепции были Г. Гуго, Г.
Пухта, Ф. Савиньи.
Историческая
школа права отрицала возможность существования единого для всех народов права,
исходила из того, что у германского, как и всякого другого народа, есть свое,
свойственное ему право, не похожее на право какой-либо иной страны, и
определяемое исторически присущим ему «народным духом». Право каждого народа и
есть проявление этого «народного духа», выражающее общее «сознание», «общее
убеждение» народа. Согласно этой теории право образуется так же незаметно и
безболезненно, само собою, как, например, складывается язык.
Формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются
постепенно на основе сложившейся практики. Соответственно закон — не только не
единственный, но и не основной среди источников права. На первое место в их ряду
сторонники исторической школы права выдвигали обычаи, поскольку многие не
знают предписаний закона, но каждому известен фактически сложившийся распорядок
жизни.
Историческая школа права оказала известное воздействие на последующее
развитие правовой мысли, особенно на психологическую и социологическую теории.
Психологическая теория права,
получила распространение в начале XX в. в Германии (Бирлинг, Кнапп) и Франции (Тард). Наиболее основательно
эта теория была разработана в дореволюционной России Л.И. Петражицким.
Суть его концепции в том, что он различал позитивное право, официально
действующее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в
психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения
переживают как право. Позитивное право, выражаемое в законах и других актах государственной
власти, мало доступно гражданам, а их представления
об официальном праве Л.И. Петражицкий называл «фантазмами».
С интуитивным правом человек сталкивается
на каждом шагу в своих отношениях с другими людьми. Среди различных
психологических состояний людей на первый план выдвигаются импульсивные эмоции
— переживания, побуждающие человека совершать определенное действие. Такие
эмоции Л.И. Петражицкий подразделял на
две группы: 1) императивные, или нравственные, эмоции; 2) императивно-атрибутивные, или правовые.
Императивная эмоция предполагает одностороннее переживание
лицом обязанности совершить то или иное действие в отношении другого лица,
однако оно не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать
выполнения данной обязанности. Например, переживание прохожим обязанности
подать милостыню нищему, при котором сам нищий не испытывает переживания права
потребовать от прохожего выполнения такой обязанности. Это личное дело
прохожего. Подобные императивные эмоции образуют, по мнению Л.И. Петражицкого, мораль (или нравственность).
Императивно-атрибутивная — двусторонняя эмоция, при которой
переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с
переживанием последним права потребовать выполнения данной обязанности.
Например, отношения должника и кредитора, продавца и покупателя, портного и
заказчика и т.д.
Из таких
двусторонних императивно-атрибутивных эмоций и складывается интуитивное,
психическое право, которому, по мнению Л.И. Петражицкого,
принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных,
наследственных, жилищных и других отношений, постоянно возникающих в жизни
людей. Л.И. Петражицкий под правом понимал
правосознание и правоотношения.
Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория
берет свое начало от «категорического императива» И. Канта. Под
воздействием философии Канта она выступала в XIX в. как либеральная нормативная
теория, использующая идеи естественной школы права и выводившая право из
нравственности. Она способствовала упрочению законности и ограничению судейского
усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения
власти законом (П.Н. Новгородцев, Е.Н.
Трубецкой, Г. Кельзен и др.).
Г. Кельзен и его сторонники противопоставляли право как «мир должного»
«миру сущего», т.е. реалиям социальной жизни. Понимая под правом юридические
нормы, представители данной теории рассматривали их в отрыве от экономики,
политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т.д.
Они исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и
развитием не реальным общественным отношениям, а либо формальным установлениям
государства, либо возвышающейся над обществом «суверенной, главной норме»,
определяющей иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма черпает свою
юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень
пирамиды. Совокупность таких норм и составляет право.
Социологическая теория права. Её представителями были Е. Эрлих С.А. Муромцев и др. Они выступали за
«живое право» народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении
судей.
Представители данной
теории под «правом» понимают
административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи,
правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения.
По их
мнению, право должно рассматриваться не иначе, как в «действии», в
процессе применения, анализа реальных правовых отношений. Что касается
правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли. Особой способностью
творить право наделяются судьи.
Подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной
жизни, юридической практике, а с другой, теоретически обосновывает и
оправдывает административный и судебный произвол.
Марксистская теория права. Согласно взглядам К. Маркса и Ф.
Энгельса, право — часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи
обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них активное
обратное воздействие. Главное в праве основоположники марксизма видели в его
классовой сущности.
Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с
государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе
его реализации: «право есть ничто без аппарата,
способного принуждать к соблюдению норм права». Право есть возведенная в
закон воля господствующего класса.
Реалистическая школа права, возникшая во второй половине XIX
столетия в Германии и занявшая видное место в буржуазной правовой науке, в
т.ч. в России, связана с именем ее создателя Рудольфа Иеринга.
Представление о праве ученый связывал непосредственно с такими социально
значимыми для права факторами, как цель, борьба, сознание, воля, интерес,
мотив, поддержка принудительной силой государственной власти, обеспечение
благоприятных условий существования отдельных индивидов и общества в целом,
правовое чувство, закон, правопорядок и т.д.
Всякое право в мире, по его убеждению, — результат борьбы нового и
прогрессивного с устаревшим, отживающим.
Разделяя право на объективное и субъективное Р. Иеринг употреблял термин
«право» в двояком смысле. Право в объективном смысле представляет собой абстрактное право, а право в субъективном
смысле есть обращение абстрактного правила в конкретное правомочие лица.
Таким образом, объективное и субъективное право представляют
собой две стороны одного и того же явления, объединяемого общим понятием права.
Сущность права, утверждал Р. Иеринг,
заключается в его практическом осуществлении. Правовая норма, которая никогда
не осуществлялась или переставшая осуществляться, не имеет больше никакого
права называться таковою.
Опираясь на принудительную силу государства, право, по Р. Иерингу, служит, с одной стороны, охране жизни, здоровья,
чести, имущества граждан, с другой, ограничению пределов самой государственной
власти, особенно ее вмешательству в сферу частной собственности.
ВОПРОС 2. Понятие, признаки и сущность права. Его
социальная ценность.
В
современной юридической науке термин «право» используется в
нескольких значениях:
Во-первых, правом называют социально-правовые
притязания людей, например право человека на жизнь, право народов на
самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества
и считаются естественными правами.
Во-вторых,
под правом понимается система юридических
норм. Это — право в
объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли
отдельных лиц. Данный смысл вкладывается
в термин «право» в сочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное
право» и т.д.
В-третьих,
названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое
или юридическое лицо. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану
здоровья, собственность и
т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в
определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих
случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем
отдельному лицу — субъекту права.
В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех
правовых явлений, включая естественное право, а также право в объективном и
субъективном смысле. В данном случае термин «право» и «правовая
система» - синонимы.
В современной юридической науке «право»
определяется с позиций нормативного
подхода и включает в
себя следующие основные
признаки:
1) Государственно –
волевой характер, заключается
в том, что право выражает
государственную волю общества,
обусловленную экономическими, духовными,
национальными, религиозными, демографическими, природными другими условиями его жизни.
Право – это государственная воля
общества. Общечеловеческая и
классовая сущность права
определяется не только экономическим
строем данного общества, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой,
культурой, религией, и другими
реалиями социальной жизни, а
также достигнутым уровнем
цивилизации.
2) Нормативный характер
права заключается в том,
что право как государственная воля
общества проявляется в реальной
жизни не иначе как
система официально признаваемых и
действующих в данном государстве юридических норм в
их материалистическом понимании.
Данный признак права
позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права.
3) Формальная определенность
права представляет собой, точность, четкость, емкость,
стабильность норм, чему способствуют,
в частности такие их
внутренние свойства как предоставительно-обязывающий характер, специфическая структура
правовых норм и юридическая техника
их внешнего выражения.
4) Властно-регулятивный характер
права, раскрывает специфику
его социального назначения
как государственного регулятора
общественных отношений. Этот признак
проявляется в следующем:
Во-первых - как создание
так и реализация права, его
активная роль в регулировании
общественных отношений находится
в прямой зависимости от государственной власти, связаны с
функционированием механизма государства и правовыми формами его
деятельности, контролем со
стороны государства за
точным и неукоснительным соблюдением всеми субъектами правовых предписаний.
Во-вторых – данный признак
проявляется в том,
что право всегда регулирует
отношения между людьми в
соответствии с воплощенной в
нем государственной волей
общества. Право данного
общества одно, оно едино и
однотипно с государством. В
тоже время, право мощный и высокоэффективный инструмент
проведения в жизнь политики государства.
В-третьих, право – единственная нормативная система, регулирующее
воздействие которой на отношения
между людьми влечет для их
участников определенные юридические последствия.
5) Системность права означает, что
нормы права для выполнения
своих функций составляют взаимосогласованную, связанную
систему. Системность в право вносится законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические
нормы, обязательно должен
согласовать их с уже существующими. Только системное,
непротиворечивое, официально существующее
право способно выполнить стоящие
перед ним задачи. Эффективность права находится в
прямой зависимости от его системности.
Таким образом,
право – это система общеобязательных,
формально-определенных норм,
которые выражают государственную
волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, являются властно-официальным регулятором
общественных отношений, издаются или санкционируются государством и охраняется от
нарушения возможностью
государственного принуждения.
Социальная
ценность права выражается в
следующем:
Во-первых, с
помощью права создается всеобщий
устойчивый порядок в
общественных отношениях;
Во-вторых,
благодаря праву достигается
определенность, точность в содержании
общественных отношений. Правовое
регулирование способно охватить социально-полезные формы правомерного поведения и отделить его
от произвола.
В-третьих, право обеспечивает
возможность нормальных активных
действий человека, ибо
препятствует незаконным вмешательствам в сферу
его правомерной деятельности
с помощью механизмов юридической ответственности и иных мер
принуждения.
В-четвертых, право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и
справедливости.
В-пятых, на правовой
основе формируются институты
гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная
система, свободные средства массовой информации, правовое государство. Сущность и социальное назначение
права раскрываются и конкретизируются в ряде
иных правовых явлений и прежде всего, в его принципах и функциях.
ВОПРОС 3. Принципы
права.
Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки,
которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития
и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование,
динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права.
Принципы права, с одной стороны, отражают его объективные свойства,
обусловленные закономерностями развития данного общества, с другой - в
принципах права воплощается его субъективное восприятие членами общества: их
нравственные и правовые взгляды, чувства, требования, выражаемые в различных
учениях, теориях, направлениях правопонимания.
Поэтому принципы права должны рассматриваться с учетом как единства, так
и особенностей обеих отмеченных сторон.
Принципы права выражают
главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть
ориентировано.
В юридической науке сложилось деление принципов права на общие
(общеправовые), межотраслевые и отраслевые.
Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в
целом, распространяются на все его отрасли, объединяют их, способствуют
единству и стабильности действующей системы права.
К ним относятся: федерализм, законность, сочетание
убеждения и принуждения, стимулирование и ограничения в праве.
Принцип федерализма отражает федеральное устройство
России. Основным Законом государства (ст. 4) закреплено, что Конституция
Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории
Российской Федерации. Вместе с тем четко определены соотношение различных
нормативных актов, издаваемых в РФ, и юридическая сила выражаемых в них правовых
норм.
Принцип федерализма проявляется в следующем:
1) По предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие
прямое действие на всей территории РФ;
2) По предметам совместного ведения РФ и субъектов
РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и
иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
3) Федеральные законы не
могут противоречить федеральным конституционным законам;
4) Вне пределов ведения
РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города
федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют
собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов;
5) Законы и иные
нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным
законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов
РФ, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в
РФ, действует федеральный закон;
6) В случае противоречия
между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным
вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует
региональный нормативный правовой акт.
Принцип законности, утверждает
всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных
актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом
и вытекающую из него неотвратимость юридической ответственности любого лица за
совершенное правонарушение, пронизывает все стороны жизни, содержания и
действия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и
заканчивая применением и другими видами реализации права.
Принцип сочетания убеждения и
принуждения в праве. Отличительная особенность убеждения,
принуждения и их сочетания в праве состоит в том, что они связаны с
регулируемой правовыми нормами деятельностью государства, правовыми формами
выполнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государственными,
т.е. такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие
этого юридический характер, когда они используются в качестве средства, метода
осуществления правом своей роли как официально-властного регулятора
общественных отношений.
Принцип сочетания стимулирования и
ограничений. Он ориентирует на парное использование таких специфически юридических средств, как,
с одной стороны, правомочия, дозволения, охраняемые законом интересы, льготы и
иные виды поощрения и т.д., с другой, ограничения, запреты, приостановления,
наказания и другие виды юридической ответственности и т.п. Данный принцип
пронизывает всю правовую материю. Правовые стимулы должны разумно сочетаться с
правовыми ограничениями, ведь для законодателя важно не только побуждать к
социально полезному поведению, но и сдерживать поведение социально вредное,
которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства,
общества.
Наряду с общими
принципами права, изучение которых относится к предмету теории государства и
права, существуют также межотраслевые и отраслевые принципы,
специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами.
Сказанное не исключает того,
что межотраслевые принципы, действие которых распространяется на две или несколько
отраслей права, и отраслевые принципы, действующие в пределах одной отрасли,
представляют определенный интерес и для общей теории государства и права.
К межотраслевого принципа относятся:
·
принципы гласности и состязательности
(в гражданском процессуальном и
уголовно-процессуальном праве),
·
неотвратимости
юридической ответственности за совершение правонарушения,
·
закон обратной силы не имеет (для уголовного и административного, гражданского и
некоторых других отраслей права).
Примерами отраслевых принципов могут служить:
·
принципы равенства сторон и свободы
договора — в гражданском праве;
·
принцип субординации (соподчиненности) — в
административном праве;
·
принцип презумпции невиновности —
в уголовном праве и др.
Отраслевые и межотраслевые принципы глубоко взаимопроникают
с общими нравственными и организационными принципами права, обогащают и
конкретизируют их содержание.
ВОПРОС 4. Функции
права.
Функции права есть наиболее существенные направления и стороны его
воздействия на общественные отношения, в
которых раскрываются общечеловеческая и классовая природа, а также социальное
назначение права.
Многообразие сторон воздействия права на
различные отношения между людьми обусловливает наличие множества функций
права, вследствие чего важное научно-практическое значение приобретает вопрос
об их классификации.
По характеру воздействия на общественные отношения у права
выступает на первый план функция правового регулирования, кратко
именуемая регулятивной. Данная функция получает практическое
воплощение в трех общих основных, собственно юридических функциях права,
распространяемых на действующую систему права в целом, а именно в регулятивно-статической, регулятивно-динамической и
регулятивно-охранительной.
Регулятивно-статическая
функция права направлена на закрепление в соответствующих нормах и
правовых институтах того, что реально достигнуто и составляет экономический,
политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их
последующего развития. Содержанием регулятивно-статической
функции охватывается, в частности, закрепление основ конституционного строя,
народовластия, форм собственности и их защиты, правового статуса граждан, форм
правления и государственного устройства, политического режима, разделения
властей, порядка формирования и полномочий органов государственной власти и
местного самоуправления, основ различных отраслей права.
Регулятивно-динамическая функция права
направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач, определенного
запрограммированного результата. Здесь воздействие права сказывается на
отношениях между людьми, находящихся в движении, динамике. Оно нацелено на развитие,
изменение и совершенствование существующих, а также возникновение новых
общественных отношений. Особенно наглядно данная функция получает выражение в
нормах и институтах административного, финансового, налогового, гражданского,
трудового, экологического и других отраслей права.
В отличие от двух рассмотренных основных функций права, осуществляющих
позитивное регулирование, существует еще и третья основная функция права: регулятивно-охранительная, которая отличается от первых двух тем, что является
функцией негативного регулирования. Она направлена на обеспечение нормального
осуществления регулятивно-статической и
регулятивно-динамической функций, охрану от нарушений права в
целом. Ее содержанием охватываются предупреждение и пресечение преступлений и
иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права.
Наиболее ярко эта функция проявляет себя в регулировании
уголовно-правовых, уголовно-исполнительных, уголовно-процессуальных и других
отношений, связанных с преступлениями, административными, имущественными и другими
правонарушениями. Особое место в структуре данной функции занимает охрана
Конституции РФ и закрепленного ею конституционного строя, прав и свобод
личности.
Регулятивно-охранительная функция
вместе с регулятивно-статической и регулятивно-динамической относится к числу
общих основных функций права, каждая из которых, имея относительно
самостоятельное значение в механизме действия права, является необходимым
условием и средством правового регулирования.
С осуществлением рассмотренных выше основных функций непосредственно
связана необходимость в самом праве как
особом социальном явлении.
Помимо трех общих основных функций права, необходимо выделить еще одну функцию права — воспитательную.
Эта функция не основная, не собственно юридическая. Действуя в неразрывной
связи с моралью и другими формами общественного сознания, она выражает
общесоциальную, идеологическую часть воздействия права на поведение людей.
Воспитательная функция права охватывает своим
содержанием остальную, выходящую за пределы правового регулирования часть
воздействия права, осуществляемого не специально юридическими, а
общесоциальными элементам приемами и средствами (правовое воспитание,
правосознание, правовая культура, общие нравственные принципы права, не
получившие еще закрепления в нормах позитивного права, профилактика
правонарушений и т.д.).
Воспитательная функция права
обращена на формирование правосознания и правовой культуры граждан, воспитание
их в духе уважения к праву, закону, нетерпимости к преступлениям и иным
правонарушениям.
ВОПРОС 5. Право и правовая система. Общая характеристика основных правовых систем современности.
Право и правовая система
соотносятся как часть и целое.
Под правовой системой понимается
совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных
юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает
регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные
отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование,
дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и
ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).
Это комплексная, интегрирующая категория,
отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую
действительность. Все юридические явления, существующие в одно и то же
время на одном и том же пространстве, взаимосвязаны отношениями общности,
которые и объединяют их в систему.
Право —
ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее звено. По характеру
права в данном обществе можно судить о сущности всей правовой системы этого
общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как
стержневого элемента правовая система включает в себя множество других
слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные,
правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права
и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура),
законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание и
др.
Правовая система — сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое
и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и
подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий,
принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих
обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.
Особую роль в
правовой системе играет юридическая практика, а в более широком плане — вся
юридическая деятельность, протекающая в стране. Именно практика, реальная жизнь
законов, показывает, насколько эффективна и совершенна действующая в государстве
правовая система, сигнализирует о неблагополучии и сбоях в ее функционировании,
предлагает пути исправления недостатков.
Основными блоками правовой системы являются: нормативный,
правообразующий, доктринальный (научный),
статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между
ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения.
Все это отражает сложный правовой уклад данного общества, правовую жизнь
государства.
Правовые системы мира в своем развитии подчиняются определенным
закономерностям:
·
усложнение процесса взаимодействия факторов,
влияющих на эволюцию правовых систем;
·
преемственность развития правовых систем;
·
общий прогресс правовых систем отдельных стран,
включающий в себя их унификацию и совершенствование в соответствии с
потребностями общества и государства.
Национальные правовые системы обладают определенными признаками, на
основании которых их можно распределить по правовым семьям. Термин «правовая
семья» используется для обозначения совокупности правовых систем, обладающих
сходными признаками.
Под правовой семьей
понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем в
рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования,
структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения,
понятийно-категориального аппарата юридической науки.
Виды правовых систем находятся в зависимости от ряда обстоятельств,
в числе которых ведущее место занимают строение
системы права, генезис права и государства, система источников права и иные
критерии.
Выделяют
следующие основные виды правовых
систем: романо-германская, англосаксонская, социалистическая, религиозная и
традиционная.
Рассмотрим основные правовые системы:
Романо-германская правовая система включает страны, в которых юридическая наука сложилась на
основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые
рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям справедливости и
морали.
Правовые нормы понимаются как правила
поведения, обладающие всеобщностью и общеобязательностью и направленные не на
решение конкретного случая, а на создание общих руководств по их разрешению. В
отличие от семьи общего права они не создаются судьями.
Все страны романо-германской правовой системы
являются странами писаного права. Основу системы источников права составляют
конституции, кодексы и законы, а кроме них определенное влияние имеют обычаи,
судебная практика, доктрина и отдельные принципы права.
Закон представляет собой главную составляющую
этой системы, т.е. ведущий источник права. Закон регулирует практически все
сколько-нибудь важные сферы общественной жизни. Во всех странах данной системы
существуют писаные конституции, подкрепленные конституционными законами,
признаваемые доминирующими источниками. За их нормами признается высшая юридическая
сила, которая выражается как в обязательном соответствии законов и подзаконных
актов конституции, что зафиксировано в законодательстве, так и в судебном
контроле за конституционностью законов. Конституция, определяя полномочия
органов государственной власти в правотворческой сфере, обозначает тем самым и
различные источники права.
Международные договоры вносят весомый вклад в
данную правовую систему. В некоторых странах законодательно закреплено
превосходство международных договоров по юридической силе над внутренним
законодательством.
Толкование законов играет важную роль в
процессе практического применения законодательства, поскольку законы — это
лишь основы и рамки юридических конструкций и в силу этого требуют
многочисленных дополнений путем толкования.
Важная роль среди источников романо-германского
права принадлежит также многочисленным подзаконным актам, причем их роль и вес
возрастают.
Обычай в разных странах данной
правовой семьи занимает неодинаковое положение, при этом роль самостоятельного
источника права им практически утрачена.
В
качестве источников права достаточно широко используются общие принципы права,
как вытекающие из самого закона или прямо в нем зафиксированные, так и
существующие вне него. Эти принципы отражают подчинение права требованиям
справедливости и морали, которые могут меняться в зависимости от эпохи и
момента времени.
Англосаксонская правовая система наиболее распространенная в
современном мире. Эту систему также называют системой общего права. В ее состав
входят правовые системы таких стран, как Англия, Северная Ирландия, Новая
Зеландия и многие другие.
Принципиальное отличие этой системы в том, что главным источником права в
ней является норма, сформулированная судьями, правовое регулирование строится на
юридической практике и прецедентах. Деление права на частное и публичное
отсутствует, нет кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не столь
четко, как в континентальных правовых системах.
Отличительным признаком этой семьи служит ориентация норм
англосаксонского права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо
общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации.
В англосаксонской правовой семье различают две обособленные
группы: английского права и права США.
Среди источников права главное
значение здесь принадлежит судебной практике. Вторым по значению источником
права является закон. Обычай и доктрина также стоят в ряду источников права,
хотя их значение и не так велико.
Главным источником данной системы
продолжает оставаться судебный прецедент — это решение одной из высших
судебных инстанций, имеющее обязательную силу как для них самих, так и для
нижестоящих судебных инстанций. Один из главных принципов судебного прецедента
состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом.
Судебная власть отличается
силой, не уступающей законодательной и исполнительной властям. Высшие суды обладают
обширными полномочиями: участвуют в создании общего права и права
справедливости; им принадлежит существенная роль в утверждении прав и свобод; в
их компетенции находятся любые споры; они сами регламентируют порядок своей
работы.
Религиозная правовая системы.
Особенностью религиозной правовой системы является то, что в ней
юридические элементы не получили обособленного функционирования. Они
характеризуются связанностью с религиозными и обычно-общинными нормами.
Примерами такого типа системы являются мусульманская, индусская и др.
Мусульманская система берет свое начало в Коране и считается плодом
божественных установлений. Право дано человечеству раз и навсегда, поэтому
общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое новое право
под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Развитие права
осуществляется посредством толкований мусульманских юристов. Закон в современном понимании как акт, изданный
компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Мусульманское право
— это единая исламская система социально-культурного регулирования, которая
включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные
постулаты, а также обычаи.
Существуют четыре наиболее важных источника мусульманского права: Коран
- священная книга ислама; Сунна - состоящая из различных традиций, связанных с
посланцем Бога; Иджма - единое соглашение мусульманского
общества; Кияс, или суждение по аналогии. Система этих источников по-разному
понимается и объясняется в разных регионах, каждый из которых вносит в
нее свои оригинальные элементы обычаев и культуры.
Обычай и судебная практика в мусульманской
правовой семье источниками права не признаются.
Характерной чертой данной семьи является ее
неподвижность.
Мусульманское право особое внимание уделяет семейному праву, регулирует
ритуальное и религиозное поведение.
ВОПРОС 6. Соотношение экономики,
политики и права.
Вопрос о
соотношении экономики, политики и права является важнейшим в юридической науке,
поскольку затрагивает насущные потребности как всего общества так и
отдельного гражданина.
Экономика
представляет собой систему отношений в сфере производства, распределения и
потребления материальных благ и предопределяет в конечном счете содержание и
политики и права. Экономические отношения обладают свойством
некоторого саморегулирования. Однако, даже в условиях высокоразвитой
рыночной экономики, последняя требует постороннего вмешательства.
Рыночные
отношения действуют стихийно, противоречиво порождая кризисные
явления и социальные конфликты. Экономические отношения могут
эффективно развиваться только при поддержке и координации со стороны государства.
Государство в свою очередь влияет на экономику посредствам права.
Возможности
правового регулирования в разных областях социальной жизни неодинаковы.
Применительно
к рыночным отношениям основными функциями закона являются: статическая
(закрепление сложившихся реалий) и охранительная. В их свете можно определить
следующие направление в использовании правовой формы:
•
Установление целей социального развития в нормах действующего
законодательства;
•
Закрепление
экономической основы
движения к рынку и рыночной
динамики;
•
Определение круга субъектов рыночных отношений;
•
Запрещение в законе и вытеснение юстицией
порочных средств
ведения
хозяйства и коммерции;
•
Регламентация порядка разрешения
экономических споров и споров о
праве;
•
Установление юридической ответственности за
нарушение
действующего
законодательства в сфере экономических отношений.
Говоря
об экономической роли
государства, выражающего
интересы всего общества, а не отдельного класса или
отдельных лиц.
В этой
связи представляется целесообразным следующие меры государственно-правового
регулирования экономики:
1. Издание необходимых
законов, укрепляющих государственный
сектор экономики. Речь идет, прежде
всего, о государственных монополиях.
2.
В
рамках действующего законодательства активизировать формы
косвенного
воздействия на развитие соответствующих отраслей.
3.
Создать
все необходимые условия для
функционирования
свободного
предпринимательства в сфере мелкого и среднего бизнесе.
4.
Создание правовых условий для выхода из
«тени» любой полезной
деятельности.
5. Исключение
инфляционных процессов в законодательстве.
Государственное воздействие на
экономику является эффективным
только тогда, когда оно снимает
преграды на пути к рынку и создает дополнительные экономические стимулы.
Не менее
важную роль играет политика. Именно она намечает пути и средства наиболее
оптимального решения стоящих перед обществом задач. Большие возможности политики
объясняются ее непосредственной связью с
государством. Политика представляет собой систему между классами, нациями, партиями и другими социальными группами
по поводу формирования и реализации
государственной власти.
Наиболее
существенные, стратегические решения политики реализуются с помощью права. Оно
концентрирует в себе наиболее важные политически процессы и является
наиболее эффективным
инструментом их удовлетворения. Право
закрепляет, охраняет их в форме нормативных требования, обеспеченных
государственным принуждением.
Право
формируется и обеспечивается государством в процессе осуществления
правовой политики, которая в свою очередь синтезирует его
правотворческую, правоприменительную и правообеспечительную деятельность.
В процессе формирования правовой политики определяются
виды
общественных
отношений, подлежащие правовому регулированию,
планируется
правотворческая деятельность, устанавливаются режимы
регулирования различных отношений, определяются задачи
правоприменительным органам,
разрабатываются меры по борьбе с преступностью и.т.д. Влияние политики на
права особенно проявляется в публичном праве, которое отражает особенности
взаимодействия государства
с другими субъектами общественной жизни.
В свою
очередь право оказывает активное обратное воздействие на экономику и
политику.
Право, посредством политики может
оказывать троякое воздействие на экономику:
1)
стимулировать прогрессивное развитие экономики;
2)
тормозить развитие экономики;
3)
стимулировать развитие одних и тормозить развитие
других
экономических
отношений.
Проблема
соотношения государства, права и экономики должна решаться в
русле определенной идеологии.
Для
современной Российской Федерации наиболее приемлемым является идеология
реформизма.
Данная
концепция предполагает реформирование государства и общества
основанное на праве и осуществляемое в рамках концепции правового государства
при умеренном, рациональном вмешательстве государства в экономику.