РОЛЬ
ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
ОБЩЕСТВА. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.
ПЛАН
1.
Понятие и структура
политической системы общества.
2.
Место и роль государства в
политической системе общества.
3.
Понятие и
классификация функций государства.
4.
Характеристика основных внутренних и внешних
функций государства.
5.
Формы
осуществления функций
государства.
ВОПРОС 1.
Понятие и структура политической
системы общества.
Политическая система общества — это система взаимосвязанных
и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на
разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных
классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся
за ее осуществление в рамках права через государство.
Компонентами политической системы являются:
а) совокупность политических объединений
(государство, политические партии, общественно-политические организации и
движения);
б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами
системы;
в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую
жизнь страны;
г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические
характеристики системы;
д) политическая деятельность, охватывающая
действия конкретных людей как представителей или членов политических
объединений.
Закономерности развития политической системы представляют собой
объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное
единство политических явлений на различных этапах бытия.
Политическая
система, как и любое сложное явление, состоит из
противоположных сторон, находящихся в противоречиях. Разрешение таких противоречий и
составляет внутренний источник саморазвития политической системы.
Категория политическая система
показывает как регулируются политические
процессы, как формируется и функционирует политическая
власть. Это механизм
организации и реализации
политической деятельности.
ВОПРОС 2.
Место и роль государства в политической
системе общества.
Понятие государства и политической системы общества соотносятся как часть и целое. Государство занимает в политической
системе центральное
положение, оно устанавливает правила политической
борьбы, направляет ее на конструктивное решение классовых и общесоциальных задач, обеспечивает порядок
в обществе и целостность всей
политической системы.
Особое место государства в политической
системе общества связано с теми функциями
которые оно реализует в процессе
управления обществом, а также
с характерными признаками
государственной организации.
Государство отличается от
остальных субъектов
политической системы следующими
свойствами:
1. оно выступает единым официальным
представителем всех
субъектов политической жизни:
2. является единым
носителем суверенитета:
3. обладает специальным
аппаратом управления;
4. имеет силовые
структуры (МВД, ФСБ, Вооруженными
силами и т.д.);
5. имеет систему органов правосудия;
6. обладает монополией
на правотворчество;
7. имеет набор
специфических материальных ценностей (бюджет, золотовалютный запас, государственную собственность и т.п.);
Государство выполняет в
политической системе
общества следующие функции:
1. интегрирующая функция.
Государство есть сила,
объединяющая общество, субъектов
политической жизни в
единое целое;
2. управленческая функция, выражается в том,
что государство выполняет основной объем
руководящей деятельности в обществе;
3. функция распределения
материальных ресурсов и
культурных ценностей между субъектами политических отношений.
Следует отметить,
что остальные элементы
политической системы способны оказывать обратное воздействие на государственную организацию.
Это воздействие является тем существеннее и эффективнее, чем больше
развиты в обществе
негосударственные политические
институты (политические партии, общественные
движения, средства массовой информации и другие субъекты
политической жизни).
В свою
очередь государство по отношению
ко всем
остальным элементам политической
организации общества может осуществлять
как поддерживающую роль так и запрещающую.
ВОПРОС 3. Понятие и классификация
функций государства
Функции государства представляют собой направления деятельности государства,
соответствующие основным задачам определенного
исторического этапа, характеризующие
его сущность и дающие ему тем
самым определенную социально – политическую характеристику.
Функциями государства являются только основные
направления его деятельности,
выражающие сущность и социальное
назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему
формах и присущими ему методами.
Функции
государства не следует
отождествлять с функциями отдельных органов государственной власти, поскольку
в отличие от функций государственных органов, специально предназначенных для
определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом,
их осуществлению подчинена работа всего
государственного аппарата и каждого из
органов.
Можно выделить
следующие наиболее
существенные признаки функций
государства:
1. функция государство – это не
любое, а именно основное, главное направление его деятельности,
без которого государство на данном
историческом этапе либо
на протяжении всего своего
существования обойтись не может. Это устойчивая сложившаяся
предметная деятельность
государства в той или иной сфере:
экономике, политике, экологии, и т.п.
2. в функциях выражается
самое глубинное и устойчивое
в государстве – его сущность. Поэтому через
функции можно познать сущность государства, его
многосторонние связи с
обществом.
3. выполняя свои
функции, государство тем
самым решает стоящие перед
ним задачи по
управлению обществом, а его
деятельность приобретает практическую
направленность.
4. функции государства –
понятие управленческое. Они
конкретизируют цели
государственного управления
на каждом историческом
этапе развития общества.
5. реализуются функции государства в определенных
(преимущественно правовых) формах
и особыми, характерными для государственной власти методами.
Классификация функций государства может осуществляться по множественным
основаниям:
1. В зависимости от продолжительности действия выделяют постоянные и временные;
2. В зависимости от значения – основные – это наиболее
общие, комплексные направления деятельности государства по осуществлению
стратегических задач и
целей; и не
основные – представляют собой узкие,
но существенные стороны в
деятельности государства по
выполнению конкретных задач,
стоящих перед государством.
3. В зависимости от сферы
осуществления: политические, идеологические, социальные, экономические и
др.
4. В зависимости от социальной
значимости выделяют: функции, выражающие интересы преимущественно правящих классов, слоев
и групп; или представляющие в
себе интересы всего
общества.
5.
Традиционным является деление функций на
внутренние и внешние.
ВОПРОС 4. Характеристика
основных внутренних и внешних функций государства.
Внутренние
функции
представляют собой основные направления деятельности государства, обусловленные
необходимостью решения стоящих
перед ним внутригосударственных задач.
К основным внутренним функциям государства относятся:
1. Функция
охраны прав и свобод
человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, а
также охрана всех
форм собственности. Эта
деятельность государства направлена на
защиту интересов личности
и общества, на воплощение
в жизнь ст. 2 Конституции РФ
«человек, его права и свободы
являются высшей ценностью».
2. Экономическая
функция государства направлена
на регулирование имущественных
отношений и хозяйственной
деятельности. В рамках
данной функции государство
разрабатывает экономическую политику,
осуществляет правовое
регулирование рыночных
отношений, определяет налоговую
политику, осуществляет
руководство отраслями, имеющими общегосударственной значение
(связь, транспорт, космос и
т.д.), обеспечивает свободу
предпринимательской деятельности, способствует
появлению новых форм
собственности и т.д.
Кроме того, с целью
реализации экономической функций
государство осуществляет следующие
мероприятия:
- регулирование и
программное развитие отдельных
отраслей национальной экономики;
- исследование по
прогнозированию
научно-технического
прогресса и экономического развития
страны, с широким применением
системного подхода и экономико-математических методов;
- создание и постоянная модернизация государственного аппарата,
ведающая проблемами экономического характера;
- контроль за
соответствием государственного и
негосударственного секторов экономики;
- активное воздействие
на темпы обновления
основного капитала, на норму
накопления и на структурные сдвиги
в экономике и др.
3. Социальная
функция проистекает из ст. 7 Конституции РФ, в
которой записано «Российская Федерация – социальное государство,
политика которого направлена
на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека». Ее содержанием
является обеспечение охраны
труда, здоровья, гарантия
минимального размера оплаты труда,
обеспечение государственной поддержки
малоимущим слоям населения,
инвалидам, пенсионерам и
т.д. Социальная функция
государства направлена на
смягчение и преодоление таких явлений как бедность, углубления неравенства,
рост безработицы и др.
Данная функция способствует стабилизации уровня
жизни населения и равномерному
распределению бремени экономических
трудностей между различными
группами населения.
Основные социальные
функции обеспечивают существование,
благополучие, а порой и выживание самого общества. Именно в
этом смысле государственная организация
общества приобретает большую
социальную ценность.
4. Функция
развития науки, культуры, медицины и образования.
В соответствии со ст. 41
Конституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего
бюджета. В Российской Федерации финансируются федеральные
программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической
культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статья 13 Конституции РФ признает идеологическое многообразие, т.е никакая идеология
не может устанавливаться в
качестве государственной или
обязательной. Статья 44 Конституции РФ
каждому гарантирует свободу литературного, технического и других видов
творчества, преподавания, охраны интеллектуальной собственности и др.
5. Экологическая
функция. Государство устанавливает
правовой режим природопользования, берет
на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды
обитания.
6. Функция
налогообложения и взимания
налогов, осуществляется государством в целях пополнения бюджетных
доходов и решения стоящих
перед ним задач.
7. Функция
регулирования межнациональных
отношений. Российская Федерация является
многонациональным
государством, от мирного сосуществования которых
зависит ее целостность и устойчивое развитие.
Внешние функции представляют
собой основные направления
деятельности государства непосредственно связанные с
решением стоящих перед ним на
международной арене задач и целей. Внешние функции зависят
от политического режима,
типа государства, этапа развития государства,
от складывающейся в
мире обстановки, а также
характера взаимоотношений между
государствами.
Современная политика Российской Федерации
выдвигает и осуществляет следующие
внешние функции:
1. Интеграция в
мировую экономику;
2. поддержание мирового
порядка;
3. Функция внешнеэкономического сотрудничества и привлечения
иностранных инвестиций.
4. Функция межгосударственного сотрудничества с целью решения
энергетических, экономических, демографических и других проблем современности.
ВОПРОС
5. Формы осуществления функций
государства.
Функции государства реализуются в
конкретных действиях, совершаемых
субъектами государственной власти.
Эти действия весьма
разнообразны и могут быть сведены
в однородные группы. Внешнее практическое
выражение деятельности по реализации
функций государства в конкретных
условиях получило наименование форм осуществления
функций государства. Выделяют
правовые и организационные (неправовые) формы. Правовые
формы представляют собой
деятельность, связанную с совершением
юридически значимых действий в
строго определенном законом
порядке. Они определяются природой
субъекта государственной власти и его
компетенцией в области
осуществления государственно –
властных полномочий. Существуют
различные классификации правовых
форм реализации государственной власти.
Наиболее распространено
деление этих форм на
правоустановительные (правотворчество),
правоисполнительные и правоохранительные. Первая
представляет собой
деятельность субъектов государственной власти по
созданию правовых норм,
их изменению или
отмене, вторая – по
реализации правовых предписаний,
третья – это деятельность по
охране правовых норм
от нарушения.
Правовые формы
не исчерпывают всех
форм осуществления функций государства. Наряду с
ними широко используются различного рода
организационные (неправовые) формы.
Это деятельность, которая
не требует полного и строгого юридического
оформления, не связана
с совершением юридически
значимых действий, последние
не влекут за
собой правовых последствий. Однако, это
не означает, что организационная форма
не регулируется правом.
Организационная деятельность тех
или иных органов в целом
является подзаконной. Она осуществляется в
рамках действующего законодательства и в
пределах компетенции того
или иного органа. Правом в
данном случае регламентируется лишь
общая процедура совершения
действий. Организационные действия
не нуждаются в
издании специальных
юридических актов и
проводятся в порядке текущей, прежде всего
управленческой деятельности. Осуществление
организационных действий - это
повседневные и разнообразные
проявления управленческой
деятельности, лишенные юридической
оболочки. Они широко
используются для обеспечения
четкой и эффективной работы государственных органов.
Организационные действия могут
быть направлены как внутрь
аппарата государства, так и вовне
его – в отношении негосударственных формирований и граждан.