Помошь ресурсу:

















Новая методоогия ТГП.
ТГП для юридических специальностей
ИСКАТЬ НА OZON.RU
Поиск по сайту

Здравствуйте!

Добро пожаловать на сайт, посвященный Теории Государства и Права!
Он тебе поможет эффективно подготовиться с зачету или экзамену по ТГП, а также изучить необходимый минимум теории.

Каталог статей

Рабочая программа по ТГП:

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В  ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЕ  ОБЩЕСТВА. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.

 

ПЛАН

 

1.    Понятие  и  структура  политической  системы  общества.

2.    Место и роль государства  в  политической  системе общества.

3.    Понятие и  классификация  функций  государства.  

4.    Характеристика основных внутренних и внешних функций  государства.

5.    Формы  осуществления  функций государства.

 

ВОПРОС 1. Понятие и структура политической  системы  общества.

Политическая система общества — это система взаи­мосвязанных и взаимодействующих объединений (органи­заций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политичес­кую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Компонентами политической системы являются:

 а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организа­ции и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие по­литическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

     д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов полити­ческих объединений.

 

 

Закономерности развития политической системы пред­ставляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство политических явлений на различных этапах бытия.

Политическая система, как и любое сложное явление, состоит                                   из противоположных сторон, находящихся в противоречиях. Разрешение            таких противоречий  и  составляет внутренний источник саморазвития политической  системы.

Категория  политическая  система  показывает как  регулируются  политические  процессы,  как  формируется и функционирует  политическая  власть.  Это  механизм  организации и реализации  политической  деятельности.

 

ВОПРОС 2. Место и роль государства  в  политической  системе  общества.

Понятие  государства и политической  системы общества соотносятся как  часть и целое. Государство занимает в  политической  системе центральное  положение,  оно   устанавливает правила  политической  борьбы,  направляет  ее  на  конструктивное решение классовых  и общесоциальных  задач, обеспечивает  порядок  в  обществе и целостность  всей  политической системы. 

Особое  место государства в  политической  системе  общества связано с теми  функциями  которые  оно  реализует в  процессе  управления  обществом, а  также  с  характерными  признаками  государственной  организации. 

Государство отличается  от  остальных  субъектов политической  системы  следующими  свойствами:

1. оно  выступает единым  официальным  представителем всех  субъектов  политической  жизни:

2. является  единым  носителем  суверенитета:

3. обладает  специальным  аппаратом управления;

4. имеет  силовые  структуры (МВД, ФСБ, Вооруженными  силами и т.д.);

5. имеет  систему органов  правосудия;

6. обладает  монополией  на  правотворчество;

7. имеет  набор  специфических  материальных  ценностей (бюджет, золотовалютный  запас, государственную  собственность и т.п.);

Государство выполняет  в  политической  системе общества  следующие функции:

1. интегрирующая  функция.  Государство есть  сила, объединяющая  общество,  субъектов  политической  жизни  в  единое  целое;

2. управленческая  функция, выражается  в  том, что  государство  выполняет основной  объем  руководящей  деятельности  в обществе;

3. функция  распределения  материальных  ресурсов и культурных ценностей  между  субъектами политических отношений.

          Следует  отметить,  что  остальные  элементы  политической  системы  способны оказывать обратное  воздействие на  государственную  организацию.  Это  воздействие является тем  существеннее и эффективнее, чем  больше  развиты  в  обществе  негосударственные  политические институты  (политические партии,  общественные  движения, средства  массовой  информации и другие  субъекты  политической  жизни).  

В  свою  очередь  государство по отношению ко  всем  остальным  элементам  политической  организации общества может осуществлять  как  поддерживающую  роль так и запрещающую.

 

ВОПРОС 3. Понятие и  классификация  функций государства

 

Функции государства представляют  собой направления деятельности государства, соответствующие основным задачам определенного  исторического этапа, характеризующие  его  сущность и дающие ему тем самым  определенную  социально – политическую  характеристику. 

Функциями государства являются только  основные  направления его деятельности,  выражающие сущность и  социальное назначение, цели и задачи государства по управлению  обществом в присущих  ему  формах и присущими ему  методами.

Функции государства не  следует отождествлять  с функциями отдельных  органов государственной власти,  поскольку  в  отличие от  функций государственных  органов, специально предназначенных  для  определенного  вида  деятельности, функции  государства охватывают  его деятельность в  целом,  их  осуществлению  подчинена работа  всего  государственного  аппарата и  каждого из  органов.

Можно  выделить  следующие  наиболее существенные  признаки функций государства:

1.    функция  государство – это  не  любое, а именно  основное,  главное направление его  деятельности,  без  которого  государство на  данном  историческом  этапе  либо  на  протяжении всего  своего  существования обойтись  не  может. Это устойчивая  сложившаяся  предметная  деятельность государства в  той или иной сфере: экономике, политике, экологии, и т.п.

2.    в функциях  выражается  самое  глубинное и устойчивое в  государстве – его  сущность. Поэтому  через  функции можно  познать  сущность государства,  его  многосторонние  связи  с  обществом.

3.    выполняя  свои  функции,  государство  тем  самым решает  стоящие перед ним  задачи  по  управлению  обществом,  а  его деятельность приобретает практическую  направленность.

4.    функции государства – понятие  управленческое. Они конкретизируют цели  государственного  управления на  каждом  историческом  этапе  развития  общества.

5.    реализуются  функции государства в  определенных  (преимущественно правовых)  формах и особыми, характерными  для  государственной  власти методами.  

Классификация функций государства может осуществляться по  множественным  основаниям:

1.    В зависимости от  продолжительности действия выделяют  постоянные  и  временные;

2.    В зависимости от  значения – основные – это  наиболее общие, комплексные направления деятельности государства по  осуществлению  стратегических  задач  и  целей;  и  не основные – представляют собой узкие,  но  существенные  стороны в  деятельности государства по  выполнению конкретных задач,  стоящих  перед  государством.

3.    В зависимости от  сферы  осуществления: политические, идеологические, социальные, экономические и др.

4.    В зависимости от социальной значимости выделяют:  функции,  выражающие интересы  преимущественно правящих классов,  слоев  и групп; или представляющие в  себе  интересы  всего  общества.  

     5.  Традиционным является деление функций на  внутренние и внешние.

 

ВОПРОС 4. Характеристика основных  внутренних и внешних  функций государства.

 

Внутренние функции представляют  собой основные  направления деятельности  государства, обусловленные необходимостью  решения стоящих перед  ним  внутригосударственных  задач.  К  основным  внутренним функциям государства  относятся:

1. Функция  охраны  прав и  свобод  человека  и  гражданина, обеспечение  законности и правопорядка,  а  также  охрана  всех  форм  собственности.   Эта  деятельность государства  направлена  на  защиту  интересов  личности  и общества,  на  воплощение  в  жизнь ст. 2 Конституции РФ «человек, его  права  и свободы  являются высшей ценностью».

2. Экономическая  функция  государства  направлена  на  регулирование  имущественных  отношений и хозяйственной  деятельности.   В  рамках  данной  функции государство разрабатывает  экономическую  политику,  осуществляет правовое  регулирование рыночных  отношений,  определяет  налоговую  политику, осуществляет  руководство  отраслями,  имеющими общегосударственной  значение  (связь,  транспорт, космос и т.д.),             обеспечивает  свободу  предпринимательской  деятельности,  способствует  появлению  новых  форм  собственности и т.д.

Кроме  того, с целью  реализации экономической  функций государство  осуществляет  следующие  мероприятия:

- регулирование и программное  развитие  отдельных  отраслей  национальной  экономики;

- исследование  по  прогнозированию  научно-технического  прогресса  и экономического  развития  страны, с  широким  применением  системного  подхода  и экономико-математических  методов;

- создание и постоянная  модернизация государственного  аппарата,  ведающая  проблемами  экономического  характера;

- контроль  за  соответствием  государственного и негосударственного  секторов  экономики;

- активное  воздействие  на  темпы  обновления  основного капитала,  на  норму  накопления и на  структурные  сдвиги  в  экономике и др.

3. Социальная  функция проистекает из ст. 7 Конституции РФ, в  которой  записано «Российская  Федерация – социальное  государство,  политика которого направлена  на  создание  условий,  обеспечивающих  достойную  жизнь и свободное  развитие  человека». Ее содержанием  является  обеспечение  охраны  труда, здоровья,  гарантия минимального  размера оплаты  труда,  обеспечение  государственной  поддержки  малоимущим  слоям  населения,  инвалидам, пенсионерам  и т.д.  Социальная  функция  государства направлена на  смягчение  и  преодоление таких  явлений как бедность, углубления  неравенства,  рост  безработицы и др. Данная  функция  способствует стабилизации  уровня  жизни населения  и  равномерному  распределению  бремени  экономических  трудностей  между  различными  группами  населения.

Основные  социальные  функции обеспечивают существование,  благополучие,  а  порой и выживание самого  общества. Именно  в  этом  смысле государственная  организация  общества  приобретает  большую  социальную  ценность.

4. Функция  развития  науки,  культуры, медицины и образования.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Статья  13 Конституции РФ признает  идеологическое  многообразие, т.е никакая  идеология  не  может устанавливаться  в  качестве государственной  или обязательной. Статья  44 Конституции РФ каждому  гарантирует свободу  литературного, технического и других  видов  творчества,  преподавания,  охраны интеллектуальной  собственности и др.  

5. Экологическая функция.  Государство устанавливает правовой  режим природопользования,  берет  на  себя  обязательства перед  своими гражданами по  обеспечению нормальной  среды  обитания.

6. Функция  налогообложения  и  взимания  налогов,  осуществляется  государством в  целях пополнения  бюджетных  доходов и  решения  стоящих  перед  ним  задач.  

7. Функция  регулирования межнациональных  отношений. Российская  Федерация  является  многонациональным  государством,  от  мирного сосуществования  которых  зависит  ее  целостность и устойчивое развитие.

Внешние  функции представляют  собой основные  направления деятельности  государства  непосредственно  связанные с  решением стоящих  перед ним  на  международной  арене  задач и целей.  Внешние функции  зависят  от  политического  режима,  типа  государства,  этапа развития  государства,  от  складывающейся  в  мире  обстановки, а  также  характера  взаимоотношений  между  государствами.

Современная  политика Российской  Федерации  выдвигает и осуществляет следующие  внешние функции:

1.    Интеграция  в  мировую экономику;

2.    поддержание  мирового  порядка;

3.    Функция  внешнеэкономического  сотрудничества  и привлечения  иностранных  инвестиций.

4.    Функция  межгосударственного  сотрудничества с целью решения энергетических, экономических, демографических и других проблем  современности.

 

ВОПРОС 5.  Формы осуществления функций государства.

Функции  государства реализуются  в  конкретных  действиях,  совершаемых  субъектами  государственной  власти.  Эти  действия  весьма  разнообразны и могут  быть  сведены  в  однородные  группы. Внешнее  практическое  выражение  деятельности по  реализации  функций  государства  в конкретных  условиях  получило  наименование форм  осуществления  функций  государства.  Выделяют  правовые и организационные (неправовые) формы.  Правовые  формы  представляют  собой   деятельность, связанную  с  совершением  юридически значимых  действий  в  строго  определенном  законом  порядке. Они  определяются  природой  субъекта  государственной  власти и его  компетенцией  в  области  осуществления  государственно – властных  полномочий.  Существуют  различные  классификации  правовых  форм  реализации  государственной  власти.  Наиболее  распространено деление  этих  форм на  правоустановительные (правотворчество),  правоисполнительные и правоохранительные.   Первая  представляет собой  деятельность  субъектов  государственной  власти по  созданию  правовых  норм,  их  изменению  или  отмене,  вторая – по реализации  правовых  предписаний,  третья – это  деятельность  по  охране  правовых  норм  от  нарушения.

Правовые  формы  не  исчерпывают  всех  форм  осуществления  функций государства. Наряду  с  ними  широко  используются различного  рода  организационные  (неправовые)  формы.  Это  деятельность,  которая  не требует  полного и строгого  юридического  оформления,  не  связана  с  совершением  юридически  значимых  действий,  последние  не  влекут  за  собой  правовых последствий.  Однако, это  не  означает, что  организационная  форма  не  регулируется  правом.  Организационная  деятельность  тех  или  иных органов в  целом  является  подзаконной. Она  осуществляется  в  рамках  действующего  законодательства и  в  пределах  компетенции  того  или  иного  органа. Правом  в  данном  случае  регламентируется  лишь  общая процедура совершения  действий.  Организационные  действия  не  нуждаются  в  издании специальных  юридических  актов  и  проводятся  в  порядке текущей, прежде  всего  управленческой  деятельности.  Осуществление  организационных  действий  - это  повседневные  и  разнообразные  проявления управленческой  деятельности,  лишенные  юридической  оболочки.  Они  широко  используются  для  обеспечения  четкой и  эффективной  работы государственных  органов.  Организационные действия могут  быть  направлены как  внутрь  аппарата  государства,  так и вовне  его – в отношении негосударственных формирований и граждан.        

 

Hosted by uCoz
 
 
Hosted by uCoz