СИСТЕМА
ПРАВА
ПЛАН
1.
Понятие и структурные
элементы системы права.
2.
Предмет и метод
правового регулирования.
3.
Частное и публичное
право.
4.
Общая
характеристика отраслей российского
права.
5.
Система российского права и международное право.
6.
Система права и система
законодательства. Соотношение и взаимосвязь.
ВОПРОС 1. Понятие и структурные элементы
системы права.
Система — это выделенное из
окружающей среды целостное множество элементов и их
структурных образований, объединенных внутренними связями и
отношениями.
Система права — это внутреннее строение
права, представляющее собой совокупность целесообразно взаимосвязанных норм, институтов и отраслей.
Первичным элементом системы
права является норма права, т.е. установленное государством
общеобязательное правило поведения.
Нормы права, взаимосвязанные
по предметно-функциональному признаку и регулирующие конкретные видовые
общественные отношения, образуют правовой
институт.
Так, в сфере семейных отношений могут быть выделены специфические отношения, связанные с заключением и прекращением брака, установлением отцовства, уплатой алиментов. Соответственно в семейном праве образуются институты заключения брака, прекращения брака, признания брака недействительным, установления происхождения
детей, алиментных обязательств родителей и детей и другие правовые институты.
Крупные правовые институты,
охватывающие значительный по объему круг правовых
норм, могут подразделяться на субинституты. Так, в семейном праве правовой институт
алиментных обязательств подразделяется на
субинституты: алиментные обязательства
родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других
членов семей.
Совокупность норм,
объединенных в правовые институты регулирующих определенную сферу родовых
общественных отношений, образует отрасль права. Отрасли
права неравнозначны по объему и роли в процессе воздействия на
общественные отношения. В результате в рамках наиболее крупных отраслей права выделяются подотрасли.
Например, в гражданском праве имеются подотрасли: жилищное право, наследственное право, право собственности; в трудовом
праве — трудовой договор (контракт); в конституционном — избирательное
право и т.д.
Таким образом, структурными
частями системы права являются:
1) норма права; 2)
субинститут права; 3) институт права; 4) подотрасль права;
5) отрасль права. Между всеми этими структурными частями системы права имеются
сложные предметно-функциональные связи,
обеспечивающие единство данной системы
и позволяющие отграничивать право от других социальных явлений.
Структура системы права
оказывает существенное влияние и на структуру формы права
— законодательство, где соответственно вычленяются
нормативные предписания, институты (субинституты), подотрасли
и отрасли законодательства. Все это во многом определяет
предмет издаваемых законов и подзаконных актов, наличие в
них разделов, глав и частей.
ВОПРОС 2. Предмет и метод правового регулирования.
Предмет и метод правового
регулирования являются теми критериями построения системы
права, наличие которых обусловливает существование
системообразующих связей. Именно поэтому они лежат в основе
деления права на отрасли и институты.
Под предметом правового регулирования, понимают определенную совокупность однородных общественных отношений.
Наряду с предметом
правового регулирования как главным критерием классификации отраслей и
институтов права, дополнительным основанием деления является метод правового регулирования,
т.е. совокупность способов и средств воздействия права на
общественные отношения. Предмет является материальным
(основным) критерием классификации отраслей права, а метод —
юридическим (дополнительным) критерием, так как он производен от предмета.
Каждая отрасль права имеет свою особую сферу правового регулирования, которая регламентируется специфическим методом. Одна и та же норма не может одновременно регулировать два различных вида общественных отношений либо использовать при этом различные методы. Если же какая-то
группа норм строится на использовании различных методов, то это свидетельство того, что в эту группу входят нормы различных отраслей права, а сама она отраслью права не является. Вместе с тем, отдельные черты метода (но не метод в целом) могут быть, хотя и в своеобразной форме, присущи нескольким генетически близким смежным отраслям права, например гражданскому и семейному, административному и финансовому.
Предмет правового
регулирования показывает, что регламентирует право вообще и конкретная отрасль в
частности, а метод — каким образом
осуществляет право свою регулятивную роль. Именно предмет обусловливает в первую очередь необходимость выделения той или иной отрасли права, а когда
отрасль начинает формироваться,
появляется и соответствующий ей метод регулирования, который во многом зависит
от воли законодателя.
Закономерность соотношения
предмета правового регулирования, его метода, правовых средств, присущих
каждому методу, позволяет классифицировать отрасли права по объективным, внутренне присущим каждой отрасли признакам.
И предмет, и метод правового
регулирования имеют свои сложные структурные компоненты.
В структуру предмета
правового регулирования входят:
а) субъекты;
б) объекты регулирования общественных отношений;
в) социальные факты, с которыми связано возникновение соответствующих отношений.
В структуре метода
правового регулирования имеются следующие структурные
компоненты:
а) установление границ правового регулирования;
б) закрепление в нормативных актах прав и обязанностей субъектов-участников отношений, предписания о должном и
возможном их поведении;
в) наделение участников отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью,
что позволяет им вступать в разнообразные правоотношения;
г) определение мер ответственности
(принуждения) на случай нарушения этих установлений.
В целом метод правового
регулирования — это юридический инструментарий, при помощи
которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение
участников общественных отношений в целях придания им
желательного развития.
Наряду с общим методом
правового регулирования существуют и конкретные методы, характерные для тех
или иных отраслей права. К ним относятся: императивный
метод, диспозитивный метод, метод поощрения, рекомендаций,
метод автономии и равенства сторон, убеждения и принуждения.
Императивный метод — метод властных предписаний, содержащий, как правило,
нормы-запреты. Характерен в основном для уголовного,
административного, финансового и некоторых других отраслей права.
Диспозитивный метод дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов
поведения в рамках закона. Присущ в первую очередь
гражданскому праву.
Метод поощрения свойствен в основном трудовому праву, где существуют льготные системы стимулирования работников. Поощрения
присущи также административному праву (присвоение классных чинов, почетных званий, награждение орденами и медалями).
Метод рекомендаций используется государством при организации отношений с общественными организациями,
фермерскими и иными сельскохозяйственными субъектами.
Метод автономии и равенства сторон характерен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники
судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном отношении друг
перед другом, законом и судом; их отношениям присуща
самостоятельность.
В качестве особых методов
правового регулирования используются убеждение и принуждение. Эти методы присущи как для права в
целом, так и для отдельных его отраслей, хотя и в разных сочетаниях.
Все названные методы при
всем их разнообразии и относительной самостоятельности тесно
взаимосвязаны и, как правило, используются в сочетании друг
с другом.
ВОПРОС 3. Публичное и частное право.
Подразделение системы права
на частное и публичное право выходит за отраслевые
рамки. Они более крупные, чем отрасль, структурные образования этой системы.
Общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим
признакам отраслей права. Частное —
гражданское, семейное, трудовое право. Публичное
— все остальные отрасли права. Все это предполагает взаимное проникновение частных начал в сферу действия правовых
отношений, охватываемых публичным правом.
Как и при делении системы
права на отрасли, группировка отраслей права в публичный
и частный блоки происходит в соответствии с предметом и
методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в
каждом из названных случаев не совпадает.
При классификации
отраслей права предмет регулирования выступает:
Во-первых, во всей полноте своих элементов. В их
число входят круг общественных отношений (объект)
как главный системообразующий фактор и вспомогательные
факторы (субъект, юридические факты и др.).
Во-вторых, применительно к отраслям права предмет регулирования представляет собой основной критерий
классификации, а метод правового регулирования — дополнительный критерий. При объединении отраслей права в частный и публичный блоки критерии членения иные. Из всего спектра образующих предмет
регулирования элементов значение имеет практически лишь один —
состав субъектов. В частном праве это преимущественно граждане и юридические
лица. Государство может выступать в
частноправовых отношениях лишь как казна либо через казенные предприятия, однако с теми же правами и
обязанностями, что и иные участники
правоотношений. В публичном праве субъективный
состав иной: одной из сторон правоотношений является обязательно государство или его орган.
Соответственно огромное значение при делении права на публичное и частное перемещается на метод правового регулирования.
В сфере частного права все
правоотношения возникают, изменяются и прекращаются по волеизъявлению их
участников (в основе их чаще всего лежит договор) и строятся они на принципе равноправия субъектов.
В публичном праве государственные органы, выступают как носители властных (публичных) полномочий,
поскольку презюмируется, что они
действуют в интересах общества и государства.
Соответственно основной
метод правового регулирования в этой сфере — это отношения
власти и подчинения, возникающие чаще всего из издаваемых
компетентными государственными органами административно-правовых актов.
Поэтому большая часть норм в публичном праве являются императивными, тогда как в частном праве — диспозитивными.
ВОПРОС 4. Общая
характеристика отраслей российского
права.
Конституционное
право. Оно представляет собой
исходную нормативную базу системы права РФ, поскольку
регулирует наиболее важные социальные, экономические и политические отношения, основу государственно-общественного строя
страны. В круг регулируемых им
общественных отношений входят вопросы
государственного устройства страны; политическая система, экономическая основа,
формы собственности; территориальное устройство;
формирование и структура органов представительной, исполнительной и судебной власти; права, свободы
и обязанности граждан и их
объединений; избирательная система и др. Таков предмет отраслей
конституционного права.
Главным законом этой отрасли
служит Конституция РФ, которая является актом прямого
действия. Система конституционного законодательства охватывает также
конституции (уставы) субъектов Федерации и иные федеральные и региональные
конституционные законы.
Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно- распорядительной
деятельности государственных органов, общественных
организаций и должностных лиц (правительства, министерств,
ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений и т.д.). Специфика этих отношений состоит в том, что одной из сторон в административных правоотношениях всегда выступает государственный орган или
должностное лицо. Поэтому основной метод в административном праве — отношения власти и подчинения, административные
приказы, ответственность за совершенные действия, частично дозволения. Наряду с
федеральными конституционными
законами, основными нормативными актами являются Кодекс об
административных правонарушениях, иные федеральные и региональные законы в различных сферах государственного управления.
Финансовое
право. Предмет данной отрасли — финансовые отношения, формирование и исполнение
государственного бюджета, денежное
обращение, займы, кредиты, налоги. Субъектами финансовых отношений являются все юридические и физические лица, а сама финансовая деятельность носит в
значительной степени
исполнительно-распорядительный характер, что влияет на используемый в этой отрасли права метод правового
регулирования. Он включает контроль,
ревизии, властные предписания.
Источники финансового права — Бюджетный и Налоговый кодексы,
кодифицировавшие основные подотрасли
финансового права.
Гражданское право. Эта отрасль регулирует обширную область имущественных и личных
неимущественных отношений (честь, достоинство, авторство,
имя). На основании норм гражданского права складывается
гражданский (хозяйственный) оборот, в котором участвуют
граждане, организации, учреждения. Гражданским правом регулируются отношения
владения, пользования и распоряжения собственностью,
ее приобретения и отчуждения и т.д.
Особенностью гражданских
отношений является равенство их участников. Они пользуются автономией в выборе
вариантов поведения, поскольку здесь между сторонами отсутствуют отношения власти и подчинения, характерные для
административных и финансовых имущественных отношений. Главный метод
регулирования — диспозитивный.
Основной нормативный
источник гражданского права — Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс
торгового мореплавания, Воздушный кодекс и
др.).
Семейное право. Нормы семейного права определяют порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья). Ведущие методы — диспозитивный и равенства сторон. Основной нормативный акт
— Семейный кодекс РФ.
Трудовое право. Эта отрасль объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения между работниками (рабочими и служащими) и
работодателями (предприятиями всех форм собственности,
организациями и учреждениями). Субъектами трудовых отношений
выступают также общественные и кооперативные организации,
профсоюзы. Основными институтами являются: порядок заключения и
расторжения трудового договора (контракта), рабочее время и время
отдыха, заработная плата, взаимная материальная
ответственность работников и работодателей, порядок разрешения трудовых споров.
Метод регулирования — поощрение, стимулирование, локальное правотворчество
(коллективные договоры).
Земельное право. Оно включает в себя нормы, регулирующие вопросы землепользования и
землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда,
определения правового режима различных видов земель в соответствии с их
хозяйственным назначением (государственные, сельскохозяйственные, городские, фермерские и т.д.). Подотраслями земельного права являются лесное право, водное право и горное право. Методы регулирования — дозволения, разрешения, запреты. Основными нормативными актами
земельного права являются Земельный кодекс РФ, кодексы, регулирующие лесные,
водные и горные отношения, а также соответствующие законы субъектов РФ.
Уголовное право. Уголовное право определяет, какие общественно опасные поступки и
действия следует считать преступными и в силу этого уголовно наказуемыми, цели наказания и порядок его применения, правомочия компетентных государственных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности. Метод регулирования — императивно-запретительный.
Деление системы права на
институты, подотрасли и отрасли права отражает
иерархическое строение ее структуры. Наряду с этим возможны и
другие структурные образования данной системы, например деление отраслей права
на материальные и процессуальные отрасли.
В соответствии с
Конституцией в России признано пять видов процессов:
гражданский, уголовный, административный, арбитражный и
конституционный (ч. 2 ст. 118). Процессуальное право определяет формы
осуществления норм материальных отраслей, регулирует деятельность
соответствующих субъектов по применению и реализации материальных норм при
разрешении конфликтных ситуаций.
Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства по уголовным делам.
Оно регулирует деятельность органов дознания,
предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при
расследовании и разрешении уголовных дел.
Нормы уголовно-процессуального права определяют
цели и задачи уголовного судопроизводства, статус участников уголовного процесса,
права и обязанности правоохранительных
органов в этом процессе, порядок обжалования и опротестования судебных приговоров, их исполнения. Уголовно-процессуальное право кодифицировано в одноименном
кодексе РФ.
Гражданское процессуальное право определяет цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственность и подсудность
споров, порядок рассмотрения дел и исполнения судебных решений. Подотраслями гражданского процесса как самостоятельной
отрасли права являются арбитражный и конституционный процессы.
Основными источниками
гражданского процесса являются Гражданский процессуальный
кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
ВОПРОС 5. Система
российского права и
международное право.
Внутригосударственное и
международное право представляют собой взаимосвязанные, но
относительно самостоятельные системы права. Если
внутригосударственное право регулирует отношения внутри страны, то международное регулирует
отношения между государствами, и другими
субъектами.
Международное право представлено
двумя его относительно самостоятельными
подразделениями: международным публичным и международным
частным правом.
Международное публичное
(межгосударственное) право регулирует отношения между
государствами.
Международное частное
регулирует гражданские, семейные, трудовые и другие частные отношения, выходящие за пределы одного
государства.
Общепризнанные
принципы и нормы международного права формируются на основе компромиссного
согласования воль различных субъектов международного содружества. Причем
общепризнанные принципы как основополагающие начала, отражающие закономерности и устои современной системы
международных отношений отличаются императивным характером и повышенной
юридической силой.
В современном
международном праве нет общепризнанного перечня таких принципов. К ним относят:
самоопределение наций и народов, суверенитет и
суверенное равенство всех государств, принцип неприменения силы или угрозы
силой в международных отношениях и т.д. Эти принципы
дополняются принципами отдельных отраслей международного
права.
Во взаимодействии
внутригосударственного и международного права устанавливается
примат международного права. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Однако это не означает юридического верховенства международного права и подчинения ему
внутригосударственного. Предполагается добровольное исполнение государствами принятых на себя международных
обязательств. Конституция РФ, выражая суверенитет Российской Федерации, не подчиняется автоматически нормам международного права. Она обладает верховенством на территории Российской Федерации.
Для практического
использования принципы и нормы международного права должны
трансформироваться во внутригосударственную систему права.
Различают три основных формы такой трансформации: прямую,
опосредованную и смешанную.
При прямой, нормы заключенного и
ратифицированного договора непосредственно обретают силу
внутригосударственного закона.
При опосредованной необходимо принятие особого закона для
трансформации международной нормы во
внутригосударственную.
Смешанная форма объединяет элементы двух предыдущих форм
трансформации,
ВОПРОС 6. Соотношение системы права и системы
законодательства.
Как право, так и
законодательство определяются материальными и социальными условиями жизни
общества. Система права выступает в качестве одного из важнейших факторов,
определяющих построение и развитие
системы законодательства.
Подобно системе права, в
отраслевой структуре законодательства имеются нормативные
предписания, институты законодательства, подотрасли и
отрасли законодательства. При этом институты, подотрасли и отрасли
законодательства могут быть как адекватными соответствующим отраслям права, так
и комплексными. Так, трудовому праву, как отрасли права, соответствует отрасль
трудового законодательства; гражданскому праву — отрасль гражданского законодательства; семейному праву — семейное
законодательство и т.д.
Система законодательства — это совокупность связанных
иерархией и соподчиненностью федеральных законов и иных
нормативных актов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации,
взаимодействующих между собой как в целом, так и в структурных частях и
регламентирующих общественные отношения
применительно к отраслям права, функциям
и сферам государственного управления.
Система права и система
законодательства находятся в тесной гносеологической и
функциональной связи. Они соотносятся как
содержание и форма в реальной жизни, и выступают
в качестве парных правовых категорий и, в свою очередь, входят в более широкую по объему систему — правовую систему страны.
Если
структура системы права ограничивается нормами, институтами и отраслями права, а система законодательства включает также законодательные
массивы, то правовая система страны охватывает все
правовые явления, всю правовую действительность.
Признаки, отличающие систему права от системы законодательства:
1. Система права отражает структуру права и
обеспечивает эффективное взаимодействие её элементов при
регулировании общественных отношений. Система законодательства отражает
внешнее проявление права и обеспечивает достаточность
правовой информации для регулирования общественных
отношений.
2. Исходным элементом системы права
является норма права, а исходным элементом
системы законодательства —
нормативно - правовой акт.
3. Система права в основном носит
объективный характер, система
законодательства в значительной степени подвержена
влиянию субъективных обстоятельств.
4. Они не совпадают по объему и
содержанию. Система законодательства включает в свое
содержание некоторые положения, не являющиеся правом
(цели, задачи принятия нормативного акта).
5. Система законодательства в отличие от системы
права непосредственно отражает
федеративную структуру государства.
Во взаимодействии этих двух
сторон права ведущую роль играет система права: развитие
нормативной базы ведет к изменению и совершенствованию его
внешней формы — системы законодательства.