СУЩНОСТЬ
И ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
ПЛАН
1.
Власть как
общесоциологическая категория.
Государственная власть, как
особая разновидность социальной
власти.
2.
Понятие и сущность
государства.
3.
Признаки
государства, отличающие его
от других организаций
и учреждений общества.
4.
Типы
государства. Основные
критерии классификации.
5.
Соотношение
общества и государства. Понятие
гражданского общества и правового государства.
ВОПРОС 1. Власть как
общесоциологическая категория.
Государственная власть как особая
разновидность социальной власти.
Власть присуща
любой организованной, устойчивой и
целенаправленной общности людей.
Существуют различные виды общественной власти: политическая (государственная), экономическая, церковная, общественных объединений, семейная и др. Любая
общественная власть немыслима без
принуждения.
Отношения по
поводу власти носят
волевой характер и
складываются «из господства -
подчинения» и «руководство -
подчинения», которые могут
осуществляться в различных
формах вплоть до
отказа от элемента «господство – подчинение».
Власть
является порождением различных
устойчивых общественных связей между
людьми, результатом их
стремления к удовлетворению своих
интересов и средством
достижения поставленных целей.
Она представляет собой объективно необходимое
условие для участия членов общества
в производстве материальных
благ. Власть есть
средство функционирования любой социальной общности,
проявляющееся как отношение подчинения входящих
в это сообщество
лиц единой руководящей
в нем воле.
Таким образом,
власть - это соответствующее характеру и
уровню общественной жизни
средство функционирования любой социальной
общности, заключающееся в отношении
подчинения воли людей,
руководящей в данном
государстве воле.
Главное отличие политической власти от власти вообще
являются ее нерасторжимая
связь с той или
иной формой и степенью
развития государственности.
Политическая власть получает материальное
воплощение в
государственно-правовых
институтах, и становится
властью государственной. Вот почему эти
два понятия, по
существу, являются идентичными.
Политическую
(государственную) власть отличает
от социальной власти то, что первая выражает
потребности, интересы, волю не просто различных групп
общества, а таких
социальных групп, доминирующее
положение среди которых на протяжении
многих веков занимали и продолжают
занимать классы. Выражение в
первую очередь именно классовых интересов придавало и придает сегодня
власти, а вместе
с тем и государству
политический характер. Однако, политических характер государства обусловлен не
только тем, что оно выступает регулятором классовых отношений.
Государство, так или
иначе, регулирует отношения между всеми
социальными группами, включая и
классы.
Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти,
которая или осуществляется непосредственно самим государством или санкционирована им
и проводится при
его поддержки.
ВОПРОС 2. Понятие и сущность государства.
Сущность любого
явления – это то главное, устойчивое и закономерное, что определяет его отличие от других явлений бытия.
Постижение
сущности государства, составляет
одну из основных
задач теории государства и
права. Познать природу государства, значит выявить главное и
определяющее в его
функционировании и развитии,
в его социальной ценности и
назначении, понять государство
в единстве всех многообразных и противоречивых свойств,
сторон, форм бытия как самостоятельного
института. Раскрытие сущности государства предполагает анализ
государства как политической
организации зрелого, сформировавшегося классового
общества.
Сущность
государства составляют два
основных элемента:
·
Государство это всегда
организация политической власти
(формальный элемент);
·
То, чьи интересы данная
власть выражает (содержательный).
Политическая
власть обладает концентрированной силой,
превращающей ее в
действительный фактор социального
бытия. Такой силой
выступают различные
институты государства, организационно оформляющие власть и придающие ей
постоянно функционирующий и общеобязательный характер. Этими институтами являются государственные органы власти.
Сущность государства как политической
организации особенно ярко проявляется
в его сопоставлении с гражданским
обществом, которое включает в
себя общественные отношения за
пределами политического
государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные,
религиозные, культурные, семейные и
другие союзы и организации.
Именно гражданское общество составляет реальную основу государства. Таким образом, государство и гражданское общество
представляет единство формы и содержания,
в котором форма представлена политическим государством,
а содержание гражданским обществом.
Не менее важная
характеристика государства состоит в
том, что оно
представляет собой
структурную организацию. Это находит
свое выражение в наличии у
него специального аппарата в лице
людей, обладающих публично-властными полномочиями
и профессионально занимающихся
выполнением функций управления
и руководства, охраной экономического, социального и
политического строя общества, в том
числе путем принуждения. Именно
эта характеристика государства как организации
публичной власти делает
государство особой политической организацией. Необходимо отметить,
что наряду с государством,
имеются другие достаточно эффективные
средства реализации этой
власти, которые носят негосударственный характер. Среди
них можно выделить: политические движения, партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т.п.
От них государство отличается четко структурированной системой специальных
государственных органов, осуществляющих его
многочисленные внутренние и
внешние функции.
Еще одной принципиальной характеристикой государства выступает его
существование в качестве территориальной
организации. Имеется в виду
разделение населения по территориальному признаку
и территориальная целостность государства. Если негосударственные организации в
состоянии объединять людей
по мировоззрению, политическим
устремлениям, роду занятий и т.д.,
то специфическая черта государственной организации состоит
в объединении населения определенной территории с
последующим разделением последней
на административно –
территориальные единицы. Другими
словами, эта черта заключается в строгом ограничении государством своей
территории, на которую распространяется власть, и юрисдикция государства.
С характеристикой государства
как особой организацией
политической власти, как структурной и территориальной единицей
тесно связан целый
ряд других принципиально важных
специфических черт государства,
важнейшими среди которых являются:
Монополия
на принудительную власть в отношении населения. Никакая иная организация общества не имеет
права на применение силы, во
всяком случае, без
санкции государства.
Суверенитет государства, т.е. его верховенство
и независимость от какой - либо иной власти, право и
возможность осуществлять
внутреннюю и внешнюю политику
от имени
всего общества как
внутри страны, так и
на международной арене.
Издание законов и правил обязательных для всего
населения, граждан данного
государства.
Взимание налогов и
сборов на содержание
государственного аппарата,
формирование общенационального бюджета и т.д.
В литературе
выделяют следующие подходы к
определению сущности государства:
Классовый подход, согласно
которого государство определяется как
организация политической власти
экономически господствующего класса. (К.
Маркс, Ф.Энгельс и др.). Данный подход
основан на насилии и подавлении негосподствующих классов. Несмотря на то, что
в таком обществе, государство
удовлетворяет некоторые общие
интересы (строительство дорог, больниц,
школ и т.п.) вместе с тем,
доминируют интересы одного класса.
Общесоциальный подход,
представляет собой определение государства как организации
политической власти, выражающая интересы различных классов и социальных групп. При
данном подходе государство
выступает в роли
арбитра, регулирующее мирное,
компромиссное существование граждан и удовлетворение интересов
социальных групп.
Религиозный подход к
сущности государства это организация политической власти созданной для
обеспечения интересов определенной
религии. (Это в основном исламские
государства).
Национальный подход, определяет
государство как организация политической
власти содействующую преимущественно интересам определенной нации за
счет интересов других наций, проживающих
на данной территории. (современная Латвия, Литва,
Эстония и т.п.).
Расовый подход, определяет сущность государства как организацию политической власти,
выражающую интересы определенной расы. (современная ЮАР,
фашистская Германия и др.).
Таким
образом, государство представляет
собой особую суверенную, территориально
обособленную организацию политической власти, выражающую как сугубо классовые интересы, а так и
служащая удовлетворению
потребностей других
социальных слоев общества.
ВОПРОС 3. Признаки,
отличающие государство от
других организаций и
учреждений общества.
Особое
координирующее положение
государства в политической системе
общества в целом выражается
в характерных признаках,
отличающих его от других организаций и учреждений
общества.
1. Прежде всего,
государство – это такая организация
политической власти, которая
на основе согласования
различных интересов
обеспечивает управление всем
обществом. Это единственная
организация, которая представляет
общество и от его имени
принимает управленческие решения.
2. Государство –
это сложный, универсальный, структурно
организованный механизм, который
представлен системой находящихся
в иерархической зависимости
государственных органов, обеспечивающих с помощью
профессиональных служащих повседневное
управление общественной жизнью.
3. Государство –
это территориальная организация власти, объединяющая людей вне
зависимости от расовой,
национальной, религиозной и
иной принадлежности в
рамках государственных границ
и представляющая их на международной
арене.
4. Государство –
это организация, обладающая
свойством суверенитета, выражающийся
в верховенстве власти внутри
страны и ее независимостью на международной арене.
5. Государство
наделяется монопольным правом
на правотворчество и
организованное легальное применение силы в отношении своего
населения с помощью
специально созданного карательного
аппарата. Это единственная
организация, создающая от имени
народа общеобязательные
правила поведения и
требующая их исполнения под страхом
наказания.
6. Государство наделяется материальной базой,
возможностью
распоряжаться национальными ресурсами и проводить эмиссию денежных знаков.
7. Только государство имеет вооруженные
силы и органы безопасности.
ВОПРОС 4. Типы
государства. Основные критерии
классификации.
Тип государства отражает исторически изменяющуюся сущность
государства, позволяет
охарактеризовать государство
каждой данной исторической эпохи и
выявить диалектику общего и
особенного в различных и даже противоположных государствах.
Тип государства варьируется в
зависимости от того, в
каких конкретных исторических
условиях и в рамках какой исторической
эпохи он проявляется. В
основу типологии государств могут быть
положены различные основания:
справедливость государственного устройства, цикличность его
развития, особенности политического
режима и ряд
других оснований. Рассмотрим
два основных подхода к
типологии государств –
формационный и цивилизационный.
Формационный подход базируется
на понятии общественно-экономической формации,
под которой понимается
исторический тип общества,
основанный на определенном
способе производства. Определение типа государства в
данном подходе равнозначно
установлению того, какой
класс господствует в данном обществе или
в данной стране. Кроме
того, принципиальное значение
имеет основное средство
производства, право собственности на которое
делало ту или иную
социальную группу господствующей. По
формационному критерию выделяют следующие типы
государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
Экономическую основу рабовладельческого
государства составили производственные отношения,
при которых объектами
собственности рабовладельцев
были не только
средства производства, но и работники
производства – рабы. В рабовладельческих государствах
существовали группы свободных, но экономически зависимых
людей – мелкие ремесленники и
крестьяне, права которых были сильно ограничены законами.
Основными функциями рабовладельческого государства являются охрана частной собственности, подавление
сопротивления рабов и других угнетенных
групп. Внешними функциями
данного типа государства
были: оборона, завоевания
и порабощение других
народов, управление завоеванными
территориями и др.
Большинство
стран мира прошло стадию феодального государства. Основным
средством производства в данном
типе является земля, в связи
с отношением которой общество делилось на собственников этой
земли – помещиков и лиц, не
имеющих собственности на
землю – крестьян. Крепостной
крестьянин феодального государства находился
также и в
личной зависимости от
феодала. Данный способ производства
был эффективней рабовладельческого, так
как в нем
у крестьян имелась некоторая заинтересованность в результатах
своего труда так как после выплаты
ренты часть продукции оставалась ему. Существовало
три вида ренты: отработочная, натуральная
и денежная. Роль церкви
в феодальном государстве очень велика,
нередко светская и религиозная власть объединялись. Внутренние функции
данного государства были направлены на
поддержание феодальной
собственности на землю, эксплуатации
крестьян, подавление их сопротивления. Внешние функции
были направлены на
установление и поддержание экономических
связей, а также
на захват новых территорий.
Буржуазное
государство характеризуется следующими
признаками: господства капиталистической
собственности, наличие класса
буржуазии, владеющей подавляющей
частью средств производства и класса
пролетариата, живущего
наемным трудом. Современные
подходы к делению
общества капиталистического государства
выделяют три класса: высший, средний и низший. Доминирующее
положение занимает высший класс,
он определяет внутреннюю и внешнюю политику, сущность
государства.
Социалистическое государство, по мнению
сторонников данного подхода
к типологии государств,
в отличие от всех
других типов, не возникает
эволюционным путем. Оно всегда
результат революции.
Принципиальное значение
имеет диктатура пролетариата, которая представляет
собой классовый союз между пролетариатом
и другими непролетарскими слоями
трудящихся. Экономическую основу социалистического государства
составляет государственная собственность
на средства производства.
Цивилизационный подход (Уолт
Ростоу, А. Тойнби, А.Д. Сахаров) представляет
собой типологизацию, построенную с учетом многоукладности экономического базиса,
сложности социального состава
каждого периода, культурно-исторических особенностей.
Основу этого подхода составляют
взаимоотношения человека и
государственной власти. В соответствии с
цивилизационным подходом выделяют такие типы государств, как демократические и антидемократические.
Возможны и
другие подходы к типологии государств. Например, государства можно делить на
эксплуататорские и неэксплуататорские и т.п.
ВОПРОС 5. Соотношение
общества и государства.
Понятие гражданского общества и правового
государства.
Соотношение общества и
государства.
Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось
без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения
внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем
противоречий из-за несовпадения интересов социальных и увеличения числа
антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену
отживающей свой век родовой организации как новая форма организации
изменившегося и усложнившегося общества.
Опыт мировой истории
доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями,
внутренне присуща государственная организация. В противном случае ему неизбежно
грозит саморазрушение.
Государство — социальный
институт всего общества, оно выполняет
многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность общества.
Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в
обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит
антисоциальным, разрушительным силам, а потому само должно быть мощной
организацией, иметь аппарат (механизм) управления и принуждения.
С расколом общества на классы возникновением классовых противоречий,
экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих
условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.
Как организации общества и
управляющая система, государство выполняет функции в интересах всего общества,
устраняет возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации.
Вместе с тем иногда оно может играть деструктивную роль — возвышаться над
обществом, проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и
разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе
с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным,
сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.
Именно в диалектическом
единстве определяющего влияния общества на государство и относительной
самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия,
имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой
самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от
минимальной до чрезмерной.
Правовое государство: понятие и принципы.
С древних времен основной для
государства являлась проблема
взаимоотношения личности и власти.
Однако,
при характеристике правового
государства, следует иметь
в виду, что несмотря
на специфические особенности
данного института, оно
остается государством, а
это означает следующее. Правовое государство не отождествляется с
обществом, не растворяется в
нем или в
системе других политических
институтов. Этот тип государства обладает всеми
признаками и чертами государства вообще,
а именно обладает публичной
властью, имеет специальный
аппарат управления и
принуждения, обладает разветвленной
системой юридических средств
(издание нормативных актов, их
реализация, и т.п.), а также
обладает суверенитетом.
Наряду с общими признаками
правовому государству характерны и специфические признаки к
которым относятся:
1. Верховенство закона, который
означает, что ни
один государственный орган, ни
одно должностное лицо, ни один
коллектив или гражданин не
освобождаются от обязанность подчиняться закону.
Внешним выражением
реализации данного принципа является такой
баланс в системе нормативных
правовых актов государства,
при котором приоритетное место занимают акты
законодательных органов.
2. Принцип разделения
властей – исходит из того,
что для обеспечения нормального
функционирования государства в нем
должны существовать относительно независимые
друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Суть этой теории
состоит в том,
чтобы не допустить сосредоточение власти в руках одного человека
или небольшой группы лиц и тем предотвратить
возможность ее использования одними людьми
во вред другим. Существование данного
принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает граждан от
произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной
деятельности государственных органов.
3. Принцип
независимости суда сформулирован в ч. 1 ст. 120 Конституции РФ: «Судьи независимы и подчиняются только
Конституции РФ и федеральному
законодательству».
4. Основополагающим
признаком правового государства
является нерушимость прав и свобод
человека и гражданина.
Конституция РФ в части 2 ст. 17 закрепила этот принцип следующим
образом «В Российской Федерации
признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам
международного права и в
соответствии с настоящей
Конституцией». Эти положения развиты
в ст. 18 Конституции «Права и
свободы человека являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,
деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием».
5. Принцип
единства права и закона, выражается
в том, что
любой нормативно – правовой акт должен
не только по
форме и наименованию, но и
по смыслу и содержанию быть правовым.
Это означает, что он должен
отражать естественно-правовые начала,
соответствовать международно-правовым
нормам о правах
человека и гражданина, быть принятым
легитимным органом
государственной власти.
Понятие и признаки гражданского
общества.
Гражданское общество
представляет собой совокупность частных и межличностных отношений социального,
политического, идеологического, культурного,
религиозного, семейного и иного
характера, направленных на
удовлетворение интересов
общества, отдельных индивидов и их коллективных
образований.
Принципы лежащие в основе
гражданского общества:
1. обеспечение прав и свобод
человека и гражданина как
государственными, так и
негосударственными способами;
самозащита политическими средствами, моральными установками, религиозными нормами
и др.;
2. экономическая свобода;
3. демократический характер власти;
4. реально существующее
правовое государство;
5. политическая демократия;
6. свобода слова и независимость средств
массовой информации;
7. взаимная ответственность государства и граждан при
приоритете в их взаимоотношениях
прав и свобод человека и гражданина;
8. эффективная социальная
политика;
9. наличие демократической культуры, основанной на
уважении как собственных
прав и свобод, так и других
людей;
10.обеспечение безопасности
граждан, государства и общества
в целом,
как основа реализации всех остальных
условий.
Основной целью гражданского
общества является создание
условий для наиболее полной
жизненной самореализации и удовлетворение интересов
общества, отдельных индивидов
и их коллективных
образований.